Мошенники и сомнительные маркетологи засыпали украинских пользователей рекламой, побуждая их сдавать свои учетные записи Facebook в аренду в обмен на деньги



Первые две страницы в группе перечисленных активов в контактной информации были указаны разные адреса электронной почты, но использовался один и тот же номер мобильного телефона, и использовались одинаковые стоковые фотографии. Вторая страница была недоступна на момент написания, но архивная версия все еще была доступна. На этой странице также рекламировалась реферальная система, которая платила лицам, которые привлекали новых пользователей к схеме, 1 доллар США за новую учетную запись.
Теперь уже не существующая страница «Аренда кабинета» также направила своих подписчиков на канал Telegram под названием «Аренда учетных записей Facebook». Канал устанавливал ценовой диапазон для аккаунта от 7,10 до 17,80 долларов в месяц. На остальных страницах «Заработок на Facebook» поясняющий текст арендных выгод был изменен со страницы «Купите/арендуйте свою учетную запись FB» и ныне не существующей страницы «Аренда кабинета».


Чтобы доказать, что они действительно выплачивали компенсацию пользователям за их счета, на нескольких страницах были представлены выписки из банковских счетов, которые предположительно отражали платежи. На нескольких страницах использовались скриншоты, которые напоминали брендинг украинского мобильного банка Monobank.
Обратный поиск изображений не дал результатов для этих скриншотов, что позволяет предположить, что они могли быть подлинными или, по крайней мере, были не было взято из онлайн-источника. Однако одна небольшая деталь, которая выделяется на скриншотах, заключается в том, что карта, которая якобы платит арендаторам, пополняется другой картой, выпущенной Тинькофф Банком, который зарегистрирован в России.


Третья группа состояла как минимум из 16 страниц с надписью «Lease» в названии. Хотя на этих страницах не рекламировалось вознаграждение, они перенаправляли подписчиков на внешние ссылки, где пользователи могли выбрать частное приложение для обмена сообщениями по своему усмотрению, общаться с маркетологами напрямую за пределами платформы..


Некоторые администраторы страниц, похоже, также участвовали в других мошенничествах. На странице «Аренда Франклина» был указан тот же номер телефона, что и на странице, на которой утверждалось, что продаются лицевые маски во время карантина из-за коронавируса, что является обычным мошенничеством на фоне нехватки масок и другого защитного оборудования в Украине.


Отсутствует реклама в библиотеке объявлений Facebook.
Это исследование также выявило некоторые препятствия для исследователей, надеющихся использовать библиотеку объявлений Facebook для выявления расходов на рекламу страниц. При поиске дополнительных страниц, использующих эту схему, Facebook показал исследователю несколько рекламных объявлений со страниц с расплывчатыми названиями, такими как «Лето», «Осень», «Любовь» и «Скоро зима». На большинстве этих страниц показывалась реклама, указывающая на один и тот же веб-сайт, с контактными данными для приложений обмена сообщениями, но их библиотеки объявлений оставались пустыми через несколько дней после создания рекламы.


Это говорит о том, что реклама была удалена или отключена системами Facebook. Но были расхождения: в одном случае библиотека объявлений той же страницы показывала пять объявлений через неделю после создания.


В коротком видео ниже DFRLab исследовал страницу с названием «Осень», на которой размещалась реклама для аренды пользователем Счета. Хотя страница была создана 4 ноября, в библиотеке объявлений указано, что показ рекламы начался днем ранее, 3 ноября. Хотя в настольной версии Facebook не было рекламы в разделе «Прозрачность страницы», в мобильной версии на короткое время отображалась активное объявление.
Эти несоответствия усложняют исследование рекламы Facebook с открытым исходным кодом, поскольку исследователи могут видеть разные результаты в зависимости от того, просматривают ли они рекламу на компьютере или мобильном устройстве.
Хотя DFRLab не может оценить распространенность этих типов рекламы на Facebook, сдача учетных записей в аренду противоречит Условиям использования Facebook, и такая практика ставит под угрозу безопасность и надежность рекламной платформы Facebook и делает ее уязвимой для использования в будущем.
Роман Осадчук — научный сотрудник, Евразия, в Лаборатории цифровых криминалистических исследований.
Следуйте инструкциям для более глубокого анализа из нашего #DigitalSherlocks.
раздел>