Россия: растущая изоляция, контроль и цензура в Интернете

Власти регулируют инфраструктуру, блокируют контент

Щелкните, чтобы развернуть изображение
Демонстраторы, с плакатом справа с надписью «Интернет — это наш единственный шанс «посетить бесплатный Интернет-митинг в ответ на проходящий через парламент законопроект, призывающий к маршрутизации всего интернет-трафика через серверы в России, что делает VPN (виртуальные частные сети) неэффективными, в Москве, Россия, воскресенье, 10 марта 2019 г. © 2019 AP Photo /Александр Земляниченко

Примечание: в этой статье есть пояснители. Щелкните выделенные термины , чтобы увидеть краткое объяснение.

(Москва) — Россия значительно расширила законы и постановления, ужесточающие контроль над интернет-инфраструктурой, Интернет-контент и конфиденциальность сообщений, заявила сегодня Хьюман Райтс Вотч. Если эти новые меры будут реализованы в полной мере, они серьезно подорвут способность людей в России осуществлять свои права человека в Интернете, включая свободу выражения мнений и свободу доступа к информации.

« Подход российских властей к Интернету зиждется на двух столпах: контроле и усилении изоляции от всемирной паутины », — сказал Хью Уильямсон, директор Human Rights Watch по Европе и Центральной Азии. «Правительство создало целый арсенал инструментов для управления информацией, пользователями Интернета и коммуникационными сетями».

Новые законы и постановления, принятые за последние два года, расширили и без того значительный возможность автоматически фильтровать и блокировать интернет-контент, больше не зависящий от сотрудничества провайдеров для реализации блокировки. Закон о суверенном Интернете 2019 года требует от поставщиков интернет-услуг (ISP) установки оборудования , которое позволяет властям обходить поставщиков и автоматически блокировать контент, запрещенный правительством, и самостоятельно перенаправлять интернет-трафик..

Закон 2018 года вводит штрафы для поисковых систем, предоставляющих доступ к прокси-сервисам , таким как виртуальные частные сети (VPN) , которые позволяют пользователю получить доступ к запрещенному контенту или предоставляют инструкции по получению доступа к такому контенту. Правила, принятые в 2019 году, требуют, чтобы VPN и операторы поисковых систем незамедлительно блокировали доступ к веб-сайтам из списка, поддерживаемого информационной системой федерального правительства, который включает регулярно обновляемый список официально запрещенных сайтов. За последние два года также были зафиксированы законодательные посягательства на конфиденциальность мобильной связи. В июле 2018 года вступили в силу поправки к действующему законодательству о борьбе с терроризмом, согласно которым телекоммуникационные и интернет-компании, зарегистрированные российскими властями в качестве «организаторов распространения информации», например, приложения для обмена сообщениями и социальные сети, должны хранить и обмениваться информацией о пользователях без постановления суда.

Поправки основаны на предыдущих законах о локализации данных, , которые требуют от компаний, обрабатывающих персональные данные граждан России, хранить личные данные пользователей Интернета и мобильных приложений в России. и передать информацию службам безопасности по запросу. В 2019 году Федеральная служба безопасности (ФСБ) России потребовала от этих компаний установить специальное оборудование, дающее ФСБ автоматический доступ к их информационным системам и ключи шифрования для дешифрования сообщений пользователей без авторизации в судебном порядке.

Законодатели обосновали эти правила, сославшись на необходимость защиты государственной безопасности, российского Интернета и конфиденциальности российских пользователей. На самом деле эти требования способствуют массовой цензуре и сплошному наблюдению, вводят непрозрачные процедуры блокировки контента и ставят под угрозу безопасность и конфиденциальность общения людей в Интернете, заявила Хьюман Райтс Вотч.

Эти законы и постановления эффективно усилить ряд законов, принятых в предыдущие годы и описанных в отчете Хьюман Райтс Вотч за 2017 год, которые позволяют властям необоснованно запрещать широкий спектр контента.

С 2017 г. также увеличилось количество официальных агентств, наделенных полномочиями заказывать блокировку контента, и увеличились штрафы для организаций, в том числе провайдеров интернет-услуг, прокси-сервисов и поисковых систем, которые отказываются удалять такой контент или предоставляют средства для обхода блокировки контента.

Закон о «суверенном Интернете» предусматривает полную передачу контроля над сетями онлайн-коммуникации государственному учреждению, от отключения сетей в определенных районах России. ssia, отключив Россию от всемирной паутины. По словам Хьюман Райтс Вотч, если он будет реализован в соответствии с планом, суверенный закон об Интернете также позволит правительству напрямую блокировать любой контент, который он считает нежелательным..

Эти связанные с Интернетом требования включены в еще более широкий набор законов и постановлений, направленных на подавление свободы выражения мнений как в Интернете, так и вне его. Некоторые из недавно принятых законов ограничивают пространство для публичных дебатов в целом, и особенно по темам, которые правительство считает вызывающими разногласия или угрожающими, такими как права ЛГБТ, политические свободы или совсем недавно пандемия Covid-19. Другое законодательство, по-видимому, направлено на дальнейшее нарушение конфиденциальности и безопасности связи в Интернете, делая цифровую связь в России защищенной от вмешательства государства.

По большей части недавно принятые законы и постановления находятся в их на ранних стадиях реализации или еще не введены в действие. В результате, порядок и объем, в котором они будут применяться, остаются неясными.

Последние изменения в российских правилах Интернета, ужесточающие государственный контроль над интернет-инфраструктурой, вводят новые технические средства для мониторинга интернет-активности, фильтрация и перенаправление интернет-трафика , а также повышение способности правительства блокировать онлайн-контент несовместимы со стандартами свободы выражения мнений и конфиденциальности, защищенными Международным пактом о гражданских и политических правах и Европейской конвенцией о правах человека , участником которой является Россия. Хотя оба договора позволяют государствам ограничивать эти права для защиты законных целей национальной безопасности, эти ограничения должны быть установлены в соответствии с четкими правовыми критериями и наименее ограничительными средствами достижения этих целей.

Международное право допускает определенные ограничения этих прав, такие как защита национальной безопасности или общественного порядка, здоровья или нравственности. Однако эти ограничения должны соответствовать критериям необходимости, соразмерности и правовой определенности. Специальный докладчик Организации Объединенных Наций (ООН) по свободе выражения мнения заявил, что эти ограничения должны быть «предусмотрены законом, который ясен и доступен для всех», а также быть предсказуемым и прозрачным. Европейская конвенция предусматривает, что ограничения свободы выражения мнений и права на неприкосновенность частной жизни должны быть предписаны законом и «убедительно установлены» как необходимые для достижения законной цели в демократическом обществе.

Россия Конституция гарантирует право на неприкосновенность частной жизни, включая тайну общения. Конституция также предоставляет свободу убеждений и право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию.

«Новые законы и постановления затягивают петлю государства вокруг пользователей», — Уильямсон сказал. «Они усиливают наблюдение за пользователями, лишая их возможности доступа к контенту и угрожая им перспективой быть отрезанными от внешнего мира в сети».

Подробнее анализ новых законов и постановлений, см. ниже.

Хьюман Райтс Вотч проанализировала ключевые законы и постановления, которые были приняты или вступили в силу с 2017 г. и которые в совокупности наделяют правительство России широкими полномочиями по контролю над интернет-инфраструктурой и онлайн-активностью. в России. К ним относятся:

  • «Поправки Яровой» 2016 г. о принудительном хранении данных;
  • закон 2017 г., запрещающий VPN и интернет-анонимайзерам предоставлять доступ к запрещенным веб-сайтам и последующие поправки 2018 г. к Кодексу об административных правонарушениях;
  • закон 2017 г. об идентификации пользователей приложений для обмена сообщениями и последующее постановление правительства 2018 г .;
  • 2019 г. «Суверенный Интернет »; и
  • закон 2019 года о предустановленных российских приложениях.

Хьюман Райтс Вотч также проанализировала предлагаемые подзаконные акты по применению этих законов, которые не были приняты.

Принудительное сохранение данных и «Яровая» поправка

«Яровая» поправка 2016 года, названная в честь их главного автора Ирины Яровой член Государственной Думы, нижней палаты парламента, от правящей партии «Единая Россия», включил многочисленные положения, которые серьезно подрывают право на неприкосновенность частной жизни и свободу выражения мнения в Интернете. Среди них были положения, которые усилили действие тревожных требований, введенных в 2015 году для технологических компаний, по хранению пользовательских данных граждан России на территории России.

Большинство положений вступили в силу в июле 2016 года, включая требование для телекоммуникационных компаний хранить коммуникационные метаданные в течение трех лет, а также для интернет-компаний, зарегистрированных в качестве «организаторов распространения информации», таких как мессенджеры, онлайн-форумы, платформы социальных сетей и любые другие службы, которые позволяет своим пользователям общаться друг с другом, хранить данные в течение одного года. Такие данные включают информацию о времени, местонахождении, а также отправителях и получателях сообщений.

Интернет-компании и телекоммуникационные компании также были обязаны раскрывать метаданные властям по запросу и без постановления суда. для предоставления услуг безопасности «информация, необходимая для расшифровки» электронных сообщений, например, ключи шифрования .

В июле 2018 года была внесена еще одна партия поправок Яровой. эффект, требующий от компаний хранить в течение шести месяцев содержимое всех сообщений, таких как текстовые сообщения, голос, данные и изображения, хранить эти данные на российских серверах и предоставлять их властям по запросу без судебного надзора. Эти положения расширили и без того широкие и вызывающие беспокойство требования к хранению пользовательских данных граждан России на территории России. В 2016 году правительство заблокировало LinkedIn в России за несоблюдение правил хранения данных. В феврале 2020 года правительство оштрафовало Twitter и Facebook на четыре миллиона рублей (примерно 53000 долларов США) каждый за один и тот же проступок..

В 2019 году организации, внесенные в реестр «организаторов распространения информации», получили письма из ФСБ с требованием установить специальное оборудование, которое дает агентству круглосуточный доступ к их информационным системам и ключи для расшифровки пользовательских сообщений. В реестр включены 237 интернет-сервисов, таких как сервисы Яндекс, Telegram, Mail.Ru Group, Сбербанк-онлайн. Власти пока не заставили сервисы Google и Facebook, включая WhatsApp, присоединиться к реестру. Некоторые компании уже установили необходимое оборудование.

В мае 2019 года правительство обязало интернет-провайдеров хранить данные в соответствии с поправками Яровой, используя только технические средства российского производства. В декабре правительство ввело двухлетний запрет на государственные закупки хранения данных с иностранными организациями. В обоих случаях законодатели интерпретировали ограничения как защиту «критически важной информационной инфраструктуры» России.

Запрет VPN и анонимайзеров Интернета

Закон 2017 г. о VPN и интернет-анонимайзерах (276-ФЗ) не запрещает использование этих прокси. Скорее, он направлен на то, чтобы прокси-сервисы , включая VPN и анонимайзеры, такие как Tor или Opera, не могли предоставлять доступ к сайтам, запрещенным в России. Он также запрещает поисковым системам предоставлять ссылки на такие материалы. Закон разрешает Роскомнадзору, федеральному органу исполнительной власти России, отвечающему за надзор за онлайн-контентом и медиа-контентом, блокировать сайты, которые предоставляют инструкции о том, как обойти государственную блокировку, в том числе посредством использования VPN. Он также уполномочивает правоохранительные органы России, в том числе МВД и ФСБ, выявлять нарушителей, и поручает Роскомнадзору создать специальный реестр онлайн-ресурсов и сервисов, запрещенных в России.

«Законы о запрет на использование VPN и анонимайзеров для обхода государственных блокировок является частью постоянного расширения правительственных постановлений о блокировках, — сказал Хьюман Райтс Вотч Александр Исавнин, эксперт по регулированию информационных технологий и интернета.

2017 Закон не устанавливал штрафы за нарушения. В следующем году штрафы были внесены в поправки к Кодексу об административных правонарушениях. В апреле 2018 года Роскомнадзор заблокировал миллионы адресов интернет-протокола (IP) в безуспешной попытке заблокировать службу обмена сообщениями Telegram за неспособность передать ключи шифрования пользователей российским службам безопасности, которых Telegram не хранит. Это привело к массовым сбоям и временной блокировке служб, законно работающих в России, таких как банки, сайты интернет-магазинов и поисковые системы. Российские интернет-пользователи все чаще стали использовать VPN, чтобы избежать этих сбоев, при этом некоторые провайдеры VPN сообщают об увеличении продаж в России на 1000 процентов.. Роскомнадзор отреагировал блокировкой 50 анонимайзеров и VPN-сервисов, обеспечивающих доступ к Telegram.

В июне 2018 года Государственная Дума приняла закон о введении административных штрафов до 700000 рублей (9000 долларов США) за нарушение закон о запрете VPN и интернет-анонимайзеров. В декабре следующего года Google был оштрафован на 500 000 рублей (6500 долларов США) за то, что не смог отфильтровать результаты поиска в соответствии с законом, — прецедент, призванный дать сигнал другим компаниям.

В марте В 2019 году Роскомнадзор потребовал от VPN, анонимайзеров и операторов поисковых систем блокировать сайты, включенные в регулярно обновляемый реестр запрещенных сайтов Роскомнадзора через информационную систему федерального правительства.

Также в марте агентство опубликовал свои планы по контролю за соблюдением закона с помощью более эффективной автоматической системы контроля, вместо того, чтобы отслеживать блокировки запрещенных сайтов вручную. В июне 2019 года Роскомнадзор пригрозил заблокировать в течение месяца 9 из 10 VPN-сервисов, получивших приказ на подключение к реестру, за невыполнение. Один из сервисов, Kaspersky Secure Connection, который также является единственным российским сервисом из 10 зарегистрированных в стране, выполнил приказ. Другой, Avast SecureLine, покинул российский рынок после угрозы Роскомнадзора.

В России по-прежнему работают несколько сервисов VPN и интернет-анонимайзеров, которые обеспечивают доступ к сайтам, заблокированным Роскомнадзором.

Идентификация пользователей приложений для обмена сообщениями

Поправки, принятые в июле 2017 года к закону об информации, запрещающей приложения для обмена сообщениями в Интернете, в государственном реестре «организаторов распространения информации», от обслуживания неопознанных пользователей. Закон требует, чтобы эти компании идентифицировали всех пользователей по их номерам мобильных телефонов.

Постановление правительства, принятое в 2018 году, также требует от иностранных поставщиков услуг обмена мгновенными сообщениями подписать соглашение с российскими операторами мобильной связи, обязывая их подтвердить личность пользователя по номеру телефона в течение 20 минут после запроса информации поставщиком услуг. Службы обмена сообщениями не могут позволить пользователям, которых операторы мобильной связи не могут идентифицировать, оставаться зарегистрированными в службе. По словам бывшего главы Роскомнадзора Александра Жарова, требование проверки личности распространяется как на уже зарегистрированных, так и на новых пользователей.

Однако закон не требует, чтобы поставщики услуг обмена мгновенными сообщениями были зарегистрированы как юридические лица в Россия должна подтвердить личность пользователя через операторов мобильной связи, заявив, что такие провайдеры могут использовать для этой цели номера телефонов. Закон предусматривал дальнейшее постановление о введении правил проверки для российских мессенджеров. Подобное постановление не принято.

По закону Роскомнадзор может блокировать мобильные приложения, не соблюдающие запрет на работу с анонимными аккаунтами. Он также может возбуждать дела по ст. 13. 39 КоАП России против поставщиков услуг обмена мгновенными сообщениями, которые не соблюдают закон об идентификации пользователей. Правонарушение карается штрафом в размере до одного миллиона рублей (13 600 долларов США). Роскомнадзор еще не инициировал правоприменительные процедуры в отношении служб обмена сообщениями, которые не соответствуют правилам идентификации.

Неясно, обращались ли зарубежные службы обмена сообщениями к операторам мобильной связи для проверки личности в течение двух лет с тех пор. правила вступили в силу.

Многие поставщики услуг обмена сообщениями, как российские, так и иностранные, запрашивают номера телефонов пользователей для идентификации. Но некоторые пользователи смогли зарегистрироваться в мессенджерах, используя SIM-карты, которые они купили неофициально, без предоставления паспорта и других идентификационных данных, которые они должны были бы предоставить официальному оператору мобильной связи.

Эксперты говорят, что среди кроме того, отсутствие ясности в законе затрудняет выполнение требований технологическими компаниями. Указ от 2018 года, требующий от операторов подписывать соглашения об идентификации с мессенджерами, не регулирует процедуру передачи персональных данных и не объясняет, должны ли операторы мобильной связи выполнять эту процедуру бесплатно. Кроме того, получили распространение сервисы анонимной проверки. Эти службы «арендуют» временные номера телефонов, которые люди могут использовать для анонимной регистрации в службе обмена сообщениями, онлайн-платформе, форуме и т. Д., Позволяя пользователям обойти проверку службы. Широкое использование этих сервисов еще больше затрудняет соблюдение закона.

Поправки 2017 года также требуют, чтобы поставщики услуг обмена мгновенными сообщениями ограничивали распространение сообщений отдельными пользователями по требованию Роскомнадзора, если такие сообщения содержат информацию запрещен в России. В сентябре 2017 года правительство разработало постановление, устанавливающее правила выполнения этого положения, но оно так и не было принято. Министерство экономического развития раскритиковало проект, отметив, что соблюдение требований будет невозможно для многих мессенджеров, использующих сквозное шифрование.

Депутаты парламента признали неэффективность этих правил, когда государство Дума рассмотрела аналогичную законодательную инициативу для провайдеров почтовых услуг. Инициатива не продвинулась в парламенте, и правительство не предприняло никаких дальнейших шагов по обеспечению соблюдения закона или наложению санкций на правонарушителей.

Однако, если они будут реализованы в полном объеме, эти правила поставят под угрозу конфиденциальность информации и коммуникаций российских пользователей Интернета.

Суверенный закон об Интернете

В мае 2019 года президент Владимир Путин подписал «суверенный Интернет », провозглашенной целью которого является защита российского сегмента Интернета от угроз его безопасности, целостности и устойчивости. В действительности закон еще больше расширяет контроль государства над интернет-инфраструктурой..

Часть закона, вступившая в силу в ноябре 2019 года, обязала интернет-провайдеров (ISP) установить «технологические средства [оборудование] для противодействия [внешним ] угрозы »в свои сети. Это оборудование включает технологию глубокой проверки пакетов (DPI), которая позволяет правительству отслеживать, фильтровать и перенаправлять интернет-трафик. Эксперты критиковали эту технологию как инструмент цензуры и наблюдения.

©
©
©
©

Глубокая проверка пакетов

К середине ноября 2019 года некоторые российские интернет-провайдеры установили и протестировали оборудование на Урале и отчитались о частичных успешных результатах в Минкомсвязи. Трое из восьми операторов сообщили об отсутствии проблем с интернет-трафиком, тогда как пять других сообщили о ряде проблем, включая более низкую скорость интернета, более слабые сигналы, продолжающуюся неспособность заблокировать мессенджер Telegram и локальные сбои в работе интернет-сервисов. Операторы отметили, что из-за малого количества пользователей в регионе, выбранном для проведения тестов, невозможно оценить работу технологии DPI при работе с большими объемами интернет-трафика.

Согласно закону, эта технология должна предотвращать доступ пользователей к любому контенту, который власти сочтут нежелательным, с помощью прямых команд, запрограммированных властями, незаметно для пользователей или интернет-провайдеров.

Российское правительство давно критикуют за чрезмерную блокировку доступа в Интернет и за использование правил Интернета для цензуры. Даже без полноценного функционирования технологии DPI, по состоянию на 10 июня 2020 года уже заблокировано не менее 85 246 веб-сайтов. В этом контексте как местные, так и международные правозащитные организации выразили обеспокоенность по поводу непрозрачной и внесудебной блокировки веб-сайтов, чему способствует технология глубокой проверки пакетов..

Кто заказывает блокировку контента в России?

Уполномоченный орган

Количество источников, заблокированных в 2020 г. *

Причины, по которым им разрешено блокировать

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

3038

информация о детской порнографии
Федеральная служба по надзору и защите прав потребителей

358

Информация о способах совершения самоубийства

Министерство внутренних дел

4 211

Информация, нарушающая законы о наркотиках

Генеральный прокурор

6 874

Информация, содержащая вызовы для массовые беспорядки, экстремистская деятельность и участие в нарушении требований закона.

Федеральная налоговая служба

34 950

Информация, нарушающая законодательство об азартных играх и лотереях

Министерство связи и массовых коммуникаций

3,712

Сайты, копирующие источники, ранее заблокированные за нарушение авторских прав.

Федеральная служба России по Регулирование рынка алкоголя

948

Информация, нарушающая правила в отношении алкоголя

Федеральное агентство по делам молодежи

8

Информация, направленная на вовлечение несовершеннолетних в незаконную деятельность или распространение информации о пострадавших от такой деятельности

Мосгорсуд

10 673

Незаконные копии контекст не защищены законами об интеллектуальной собственности

Другие суды

21 035

Информация, распространение которой запрещено в России на основании решения суда

* По данным Роскомсвободы, полученным 10.06.2020

В марте 2020 года Генеральный радиочастотный центр Роскомнадзор заказал у Российской академии наук исследование методов, широко используемых для обхода государственных блокировок в России, таких как VPN и другие прокси, такие как Tor и Telegram Open Network. Это исследование призвано предоставить правительству более эффективные инструменты для фильтрации интернет-трафика.

Национальная доменная система

Закон о суверенном Интернете также требует создания национальной системы доменных имен (DNS) . С 1 января 2021 г. интернет-провайдеры будут обязаны использовать национальный DNS.. DNS работает как адресная книга в Интернете, преобразуя URL-адрес в числовой IP-адрес, который затем используется для подключения пользователя к веб-сайту, который он ищет. Принуждение интернет-провайдеров к использованию национальной системы доменных имен позволит российским властям манипулировать результатами, предоставляемыми интернет-провайдеру, что позволит властям, среди прочего, заменять запрос пользователя на неправильный адрес веб-сайта или вообще без адреса.

Усиление государственного контроля над архитектурой Интернета

Закон о суверенном Интернете еще больше расширяет государственный контроль над Инфраструктура Рунета , обязывающая ее субъектов предоставлять Роскомнадзору подробную информацию об их «сетевой архитектуре». Российские власти могут использовать эту информацию для усиления контроля над ними.

Закон предоставляет правительству всю информацию об интернет-инфраструктуре, которая необходима для осуществления полного и неконтролируемого контроля над интернетом, что приводит к нарушениям о свободе слова, доступе к информации и конфиденциальности, заявила Хьюман Райтс Вотч.

Например, зарегистрированные в России интернет-провайдеры должны предоставлять информацию о том, куда идет интернет-трафик за пределами России. Это может позволить властям перенаправлять трафик с помощью технологии глубокой проверки пакетов.

Согласно закону, операторы точек обмена трафиком (IXP) , ключевых узлов для обмен интернет-трафиком, необходимы для отключения провайдеров интернет-услуг, не соответствующих требованиям закона. Нарушение этого требования обменным пунктом может привести к их исключению из официального реестра. Это, в свою очередь, запретит интернет-провайдерам подключаться к нему.

Хотя правительство бесплатно предоставляет провайдерам интернет-услуг оборудование с технологией глубокой пакетной передачи, провайдеры несут значительные расходы, чтобы обеспечить его правильную работу.

«Вмешательство государства во взаимоотношения между провайдерами интернет-услуг, по-видимому, является наиболее опасным аспектом закона, потенциально влияющим на конкуренцию на рынке и заставляющим многих более мелких провайдеров уходить», — Исавнин — рассказала Хьюман Райтс Вотч. «Разнообразие участников Интернета и связей между ними — вот что на самом деле обеспечивает безопасность в Интернете».

Принятые постановления, которые обеспечивают дальнейшее выполнение закона о «суверенном Интернете», определяют общие угрозы устойчивости, безопасности и целостность рунета как правовое основание для активации «централизованного государственного управления интернетом». Этот протокол влечет за собой полную передачу контроля над сетями связи Роскомнадзору, от отключения сетей в определенных регионах России до отключения России от всемирной паутины в случае необходимости.. Эти положения вызывают особую озабоченность, учитывая несколько случаев, когда правительство России якобы временно отключало услуги мобильного интернета, в том числе во время протестов в Москве и Ингушетии.

Интервью с Андреем Солдатовым

Журналист-расследователь и соавтор The Red Web Андрей Солдатов рассказывает о цифровых правах в России .

Прочитать полное интервью

«The суверенный интернет-закон может быть очень эффективным [инструментом пресечения в руках правительства] », — сказал Хьюман Райтс Вотч Андрей Солдатов, российский журналист-расследователь и эксперт по российской слежке. «Идея закона состоит не в том, чтобы полностью изолировать страну, а в том, чтобы иметь инструмент для изоляции регионов, если они столкнутся с кризисом. Это может быть очень эффективным, и это то, что мы видели в Ингушетии почти полтора года, когда проходили протесты из-за земельного спора с Чечней. Блэкауты использовались для предотвращения распространения протестов на другие регионы ».

В то же время закон о« суверенном Интернете »предоставляет российскому правительству инструмент для полного обеспечения соблюдения ограничительных правил Интернета. и законодательства, связанного с коммуникациями, и еще больше усиливает ограничения цифровых прав.

Закон о предварительно установленных российских приложениях

В декабре 2019 года парламент принял поправки к российскому закону о защите прав потребителей, которые обязывают производителей предварительно устанавливать российские приложения на определенные типы устройств, продаваемых в России. Законодатели заявили, что инициатива направлена ​​на повышение удобства российских пользователей, предлагая им приложения, ориентированные на русскоязычных, а также на продвижение отечественного программного обеспечения.

В соответствии с последним проектом постановления, разработанным правительством в качестве следующего -в соответствии с законом все производители смартфонов, компьютеров и Smart TV, работающие в России, будут обязаны предварительно установить программное обеспечение, которое соответствует определенным критериям, включая «высокую социальную значимость», исключительные права собственности российской компании или физического лица и полное соблюдение правил защиты персональных данных не менее одного года до их установки. Типы приложений, подходящих для предварительной установки, включают в себя мессенджеры, службы просмотра, карты, программы чтения новостей и поставщиков электронной почты. Федеральной антимонопольной службе (ФАС) будет поручено проконтролировать список приложений, соответствующих этим критериям.

«Нет сомнений в том, что государство воспользуется этой возможностью в своих интересах», — сказал Исавнин Human Райтс Вотч. «Существует риск того, что будут установлены приложения для наблюдения и сертификаты расшифровки трафика».

Закон о предварительной установке предоставляет российскому правительству эффективные рычаги воздействия на отечественных разработчиков программного обеспечения. Предварительная установка приложений на устройства пользователей, скорее всего, повысит их популярность на российском рынке, создавая экономические стимулы для разработчиков, чтобы они соблюдали законы о локализации и хранении пользовательских данных. Соблюдение этих требований обязательно перед установкой. В июле 2019 года в парламент был внесен законопроект о штрафах в размере до 200000 рублей (2700 долларов США) за продажу устройств без предустановленных российских приложений. Закон до сих пор не прошел первое слушание.

«Идея состоит в том, чтобы заставить российских клиентов использовать приложения российских разработчиков, которые легче контролировать, чем иностранные приложения», — сказал Солдатов.

Союз СМИ и коммуникаций России, в который входят крупнейшие операторы мобильной связи и медиахолдинги, уже предложил требовать, чтобы все типы предустановленных приложений проверяли личность пользователей, вероятно, на основании недавнего закона об идентификации пользователи приложений для обмена сообщениями.

Изначально планировалось, что закон вступит в силу в июле. Однако в свете пандемии Covid-19 дата была перенесена на 1 января 2021 года.

Ваш подарок, не подлежащий налогообложению, может помочь остановить нарушения прав человека и спасти жизни во всем мире.

Регион/Страна

  • Европа/Центральная Азия
  • ,

  • Россия

Тема

  • Технология и права

Дополнительная литература

  • Пресс-релиз

    Россия: новый закон расширяет государственный контроль в Интернете

  • Заявление

    Совместное заявление о российском «Суверенном законопроекте об Интернете»

Отчеты

  • Отчет

    В сети и на всех фронтах

    Россия нападает на свободу слова

Оцените статью
Botgadget.ru
Добавить комментарий